Театральная бутафория - способ папье-маше

Выклейка изделий из бумаги по отлитой форме является одним из самых распространенных методов изготовления театральной бутафории. Процесс работы с папье-маше делится на четыре основных этапа. Первый этап — лепка модели из глины. Второй — формовка модели гипсовой массой. Третий — оттиск изделия бумагой по гипсовой форме. И, наконец, четвертый — монтировка и роспись оттисков.

Для лепных работ применяется серая скульптурная глина, без примесей, не липнущая к рукам и легко поддающаяся лепке. Сухая глина разбивается на куски и замачивается в воде. Изготовление модели производится на столе или куске фанеры при помощи стеков или специальных шаблонов. Круговые и перекидные шаблоны применяются только в случае изготовления симметричных предметов, главным образом бутафорской бумажной посуды.

Процесс работы перекидным шаблоном, на примере кувшина, показан на рис. 108 а. В куске фанеры вырезается контур изделия по его центральной оси. Петлями, сделанными из жести, шаблон прикрепляется к доске, на которую помещается подготовленная глина. При повороте шаблона вокруг оси его фигурный контур копирует изделие в глине. Процесс лепки считается законченным тогда, когда глина примет точную форму изделия и шаблон перестанет снимать лишние куски.

Круглые плоские предметы лепятся круговым шаблоном. Этот шаблон отличается от перекидного только тем, что он укрепляется не на горизонтальной оси, а на вертикальной . Карнизы, багеты и другие подобные изделия моделируются скользящим шаблоном . Сложные, несимметричные предметы лепятся руками. Крупные модели нуждаются в специальных, поддерживающих основные массы каркасах. Каркасы выполняются из угловой стали, проволоки-катанки, деревянных брусков и других жестких материалов. Деревянные крестики, прикрепляемые к основному каркасу мягкой проволокой, способствуют лучшему удержанию глины.

Готовая модель тщательно зачищается и слегка смачивается водой. Для того чтобы при формовке гипс не растекался по столу вокруг модели, устраивается деревянный бортик.

Для заливки модели употребляется мелкий, хорошо просеянный и просушенный формочный гипс. Заливочная масса приготавливается путем постепенной насыпки гипса в холодную воду. Качество отливки зависит от консистенции раствора: густо разведенный гипс твердеет слишком быстро и плохо заполняет форму, жидкий — твердеет медленно и чрезмерно растекается по модели. Первый слой заливки производится более жидким раствором, а последующие более густыми. Для первого слоя рекомендуется следующее соотношение воды и гипса: на 1 л воды от 0,5 до 1 кг гипса, а для остальных — на 3 л воды 4 кг гипса.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  Следующая > В конец >>