Симультанная сцена

В 1932 году в Московском Реалистическом театре состоялась премьера пьесы В. Ставского «Разбег» в постановке Н. Охлопкова. Молодой режиссер разрушил привычные представления о театральном спектакле, вынеся действие в зрительный зал. Он отказался от иллюзорных декораций, от занавеса, рассадив часть зрителей на сцене. В партере, среди публики, была помещена центральная игровая площадка, от которой шла спиралеобразная тропа, охватывающая пространство зрительного зала. Отдельные сцены разыгрывались на площадках, помещенных по обеим сторонам от центральной. Так было положено начало экспериментам в области симультанной сцены. Вслед за этим спектаклем был поставлен «Железный поток» А. Серафимовича, в котором также использован симультанный принцип.

Для Охлопкова симультанная сцена явилась логическим выражением провозглашенного им театра «больших страстей и эксперимента». Публицистический характер постановок, активное вовлечение зрителей в действие, действенные контакты между актером и зрителем — вот главные задачи, которые решал режиссер при помощи симультанного метода. В экспериментальных спектаклях Охлопкова актеры заговаривали со зрителями, обращаясь к ним с различными просьбами, пожимали руки и т. д. В это же время опыты симультанных постановок осуществляет польский режиссер С. Сиркус. В постановке «Сакко и Ванцетти» он выстраивает по углам зала декорации американских небоскребов, обозначает интерьеры бара и т. д. .

Традиции симультанных постановок продолжает другой польский режиссер, Е. Гротовски. Выдвинув лозунг «бедного театра», т. е. театра, который отказывается от использования смежных искусств — декорации, освещения, музыки и пр., Гротовски ставит спектакли в едином пространстве, объединяющем зрительный зал и сцену. В пустом зале каждый раз поновому организовываются места для зрителей и места для игры. Принцип симультанной сцены особенно ярко проявляется в таких постановках, как «Шакунтала» и «Кордиан» Словацкого . В «Шакунтале» зрители располагаются на двух покатых плоскостях, направленных навстречу друг другу. Актеры действуют в средней части установки и на площадках, находящихся за спинами публики. В «Кордиане» на раз-новысотных помостах в строгой композиции размещены простые и двухэтажные кровати, а также несколько десятков стульев. Одна часть зрителей занимает стулья, другая рассаживается на кроватях. Кровати и свободные участки вокруг них одновременно являются площадками для игры актеров .

Автоматическая кофемашина nivona.


<< В начало < Предыдущая 1  2  Следующая > В конец >>