Русская национальная композиторская школа

Последняя треть XVIII века занимает рубежное положение в истории русской музыки. В это время в России складывается и созревает своя, национальная композиторская школа. Наступает первый расцвет молодой светской музыкальной культуры, подготовленный реформами Петра 1 и всем предшествующим развитием музыкально-общественной жизни. Выдвигается группа талантливых композиторов, завоевывающих известность не только в России, но и за рубежом. Березовский, Бортянский, Пашкевич, Фомин, Хандошкин утверждают самостоятельное значение молодой русской композиторской школы.

Этот решающий сдвиг не был случайным явлением. Блистательными успехами отмечен в конце в конце XVIII века весь путь русского искусства, особенно крупными достижениями ознаменовался этот период в русской литературе, представленной именами Фонвизина, Новикова, Крылова, Державина, Карамзина. Ее идейной вершиной явилось творчество Радищева, ярко определившее историческое значение эпохи Просвещения. С большой силой пробирается критическая струя в русской литературе и драматургии. К передовому направлению русской литературы быстро примыкает и молодая композиторская школа, сложившаяся на рубеже 1770-1780 годов.

С помощью русской литературы и музыка постепенно укреплялась на пути самостоятельного развития, хотя этот процесс становления во многом был затруднен сложившимися условиями крепостнического уклада.

Все это проливает свет на те драматические страницы жизни русских композиторов XVIII столетия, которые дошли до нас в не многих сохранившихся документах. Даже самые талантливые из них, как, например Фомин, влачило существование людей, с трудом добывавших кусок хлеба своим искусством. Их творческие успехи, за редким исключением, оставались не замеченными в печати и общественной жизни. В оперном репертуаре, в театральных афишах и печатных либретто имена композиторов упоминались далеко не всегда, а созданные ими партитуры нередко уничтожались «за ненадобностью».

Борьба за самобытность музыкального искусства в существенной мере осложнялась не только тем подчиненным положением, какое занимали в то время русские музыканты среди своих собратьев – художников, архитекторов, тем более литераторов, но и господствующими вкусами высоко-поставленных меценатов, всегда отдававших предпочтение зарубежным мастерам и проявлявших явное пренебрежение к успехам отечественных композиторов.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  Следующая > В конец >>