Половики в театре

Половиками в театре называют холсты, настилаемые на планшет сцены, для того, чтобы замаскировать доски настила, придать полу сцены определенный цвет или фактуру. Для изготовления половиков применяются главным образом беленые ткани большой прочности и плотной структуры плетения: двунитка, тик, палатка, техническое сукно и др. Для различных имитаций используется холст, ворсовые баечные ткани, тонкие брезенты, полубархат и др.

Раскрой ткани ведется таким образом, чтобы швы половика располагались параллельно порталу. Сшивка производится плоским, парусным швом. Поскольку половики закрепляются на планшете гвоздями, их кромки усиливают киперной тесьмой, подшитой по контуру с обратной стороны. Ткань для половиков окрашивается или расписывается только анилиновыми красителями. Клеевая краска делает половики жесткими и моментально осыпается, создавая вредную запыленность воздуха.

В имитациях используются как особенности фактуры самих тканей, так и различного рода аппликации. Так, например, фактура холста близка к фактуре сухой земли и песка. Окрашенные в коричневый цвет и прописанные кистью ворсовые ткани — байка, футор, молескин — создают впечатление тяжелой, влажной земли. Эти же ткани голубоватого цвета неплохо имитируют снежный покров.

Эффект земляного или снежного покрытия достигается и при помощи нашивки мягких рельефов. Полосы собранной в жгуты или мелкую складку марли или холста, так называемая «же-ванка», пришитые параллельными рядами, могут изображать пахоту или разрыхленную землю. Неправильной формы подушки, обшитые неровными слоями марли и тюля, — рыхлый снег. Каменные плиты — такими же простеганными подушками прямоугольной формы, а булыжная мостовая — мягкими матерчатыми полушариями.

На растительные, «травяные» половики нашиваются или наклеиваются нарубленные волокна расплетенного хлопчатобумажного или сизальского каната, расчесанные пучки мочала. Подготовленные к нашивке волокна сначала вывариваются в кипятке, для обезжиривания, а затем окрашиваются в ванне. Окраска производится в несколько тонов, которые затем смешиваются между собой, образуя более естественную и живописную фактуру. Собранные в пучки волокна длиной от 5 до 8 см складываются пополам и пристрачиваются на машине к кускам холста. Чем плотнее пришиты волокна и чем чаще расположены их ряды, тем пышнее и гуще травяной ковер, тем незаметнее становится основа. Наклейка волокон эмульсией ПВА дает менее прочное закрепление волокон.

Половики, покрывающие станки, чаще всего шьются в виде чехлов. Раскрой ткани производится по месту, так как здесь требуется большая точность — ткань должна плотно охватывать горизонтальную и вертикальную плоскости станка без морщин и мягких контуров. Чехлы полностью скрывают конструкцию станка, маскируя стыковочные щели, и выглядят гораздо чище и приятнее, чем оклеенные щиты или половики, прибитые только к горизонтальной поверхности.