Орган

Основной принцип органа – это некоторое количество труб, каждая из которых издает один звук. Кафедра, за которой сидит органист, – настоящий пульт управления. Здесь, кроме клавиатуры, размещено более двухсот элементов – кнопок, рычажков, сигнальных лампочек.

Кафедра имеет четыре ручные клавиатуры, называемые мануалами. Есть ножная клавиатура – педаль. Клавиши у педали большие, длинные, они широко расставлены, чтобы, нажимая одну, случайно не задеть другую.

Орган состоит из восьмидесяти одного регистра, которые включаются рычажками.

Управление органом электромеханическое. Под мануалами расположены кнопки, управляющие машиной памяти. Для чего органу память? Во время исполнения трудно переключить 1020 регистров за короткую паузу. Поэтому перед концертом в память вводят нужные наборы регистров. Силу звучания органист устанавливает, вращая левой ногой валик крещендо.

Это мы познакомились с кафедрой органа. А сам он располагается, как правило, за сценой.

Постройка органа – дело не одного года. Орган Большого зала Московской консерватории строился 5 лет, а зала имени П.И. Чайковского – 4 года. Но, прежде всего эксперты изучают акустику зала, в котором инструмент будет работать. Зал становится неотъемлемой его частью. Когда из Санкт-Петербурга один из органов привезли в Москву и установили в концертном зале имени Чайковского, он стал звучать тускло и невыразительно. Чехословацкая фирма «Ригер Клосс» построила новый инструмент специально для этого зала. После установки готового органа специалисты настраивают его. Это длительный и кропотливый процесс.

Производство, установка, настройка органа весьма дорогостоящие, но его звучание этого стоит.

Владимир Стасов писал, что этот инструмент – глубочайшее и могущественнейшее стремление человеческого духа и что только у него есть тот величественный, идущий как будто из вечности голос, которого не имеет никакой другой инструмент, никакой оркестр.