Народные инструменты

Гусли – очень древний инструмент. По предположениям историков, у восточных славян они были еще в шестом веке. А при раскопках в Новгороде археологи среди других предметов домашнего обихода нашли инструмент, сделанный девятьсот лет назад.

Есть несколько разновидностей этого инструмента. Звончатые гусли – самые древние и самые простые. Треугольный или трапециевидный ящик при игре ставился на колени.

Струн было немного – от семи до тринадцати. Пока на звончатых гуслях играли отдельные музыканты, их не смущала простота инструмента. Но когда гусли стали входить в состав симфонического оркестра, недостатки сразу стали явными. Не устраивал оркестрантов малый диапазон, и тогда стали строить гусли разных размеров.

Щипковые гусли устроены намного сложней звончатых. У них шестьдесят струн – это пять полных октав. Музыкант играет на щипковых гуслях пальцами обеих рук. Он может одновременно вести мелодию на тонких струнах и гармоническое сопровождение на басовых. Щипковым гуслям доступны сложные многоголосные произведения.

Есть еще клавишные гусли, но они самые молодые, появились в самом конце прошлого века. В России в начале ХХ века Н. Привалов создал гусли четырех размеров, от самых маленьких до очень крупных пикколо, приму, альт, бас.

Сейчас в оркестре народных инструментов применяются клавишные гусли, сконструированные Н. Фоминым также в начале нашего века. У них приятный, полный, насыщенный звук.

У русских гуслей много родственников. Это и литовские канклес, и эстонские каннель, и карельские кантеле.

Арфа. Перед тем, как принять вид современной арфы, она прошла долгий путь. А у истоков своей истории это был простейший инструмент, знакомый почти всем народам мира. Однострунная арфа до сих пор сохранилась у некоторых африканских народов.

Перед теми, кто играл на простой однострунной арфе, стояла только одна задача: как сделать, чтобы звук стал чуть-чуть громче. Совершенствуя сам инструмент, к древку стали привязывать уже не одну, а две, три, четыре разных струны, потом и больше. Но тут возникла проблема: древко не могло противостоять натяжению нескольких струн. Между концами древка поставили распорку – крепкую палку. Такая конструкция была достаточно прочной.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  Следующая > В конец >>