Музыкальные жанры

В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, баллада; в изобразительном искусстве – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке опера, симфония и так далее. Род произведений в пределах какого-то искусства называют французским словом жанр (gеnre) – род, вид.

Не все музыкальные жанры возникли в одно время. Опера, например, родилась в Италии в конце XIX века, а симфоническую поэму создал в середине XIX века Ференц Лист.

За время своего существования различные жанры сильно изменились, но все сохранили при этом свои основные признаки. Так, опера – это произведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и исполняется артистами певцами и оркестром. Ее не спутаешь с балетом и симфонией. Но ведь и оперы бывают разные: исторические, героические, комические, лирические. Все они имеют свои характерные черты, хотя принадлежат к одному и тому же оперному жанру. И тогда, когда нам надо уточнить, о каком именно виде оперы идет речь, мы снова, но в более узком значении слова, употребляем термин «жанр».

Мы говорим: жанр лирической оперы, жанр музыкальной драмы, жанр эпической оперы... Внутри общего понятия (жанра) вокальной музыки мы различаем жанры романса, песни и т.д.

Есть у этого термина еще одно значение. Может быть, вам приходилось слышать, как о художнике говорят: он жанрист. Это значит, что художник создает картины на бытовые сюжеты. Такие картины писал, например, В. Петров. Из живописи слово жанр в таком значении перешло в другие искусства, в том числе и в музыку. Если мы говорим о каком-нибудь произведении: в нем есть жанровые эпизоды это значит, что композитор ввел в него песню, танец или марш.

СИМФОНИЯ

Симфония на греческом языке означает созвучие. Оно употребляется не только применительно к оркестру, к музыке. Например, русский поэт Бальмонт в осенней красоте природы видел «симфонию красок и шелестов». Симфония в музыке это большое произведение, написанное для симфонического оркестра. Слушая симфонию, мы не знаем, о чем грустит композитор, мы грустим о своем. Мы не знаем точно, какие картины природы вставали перед его глазами. При звуках музыки оживает то, что мы сами видим.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  Следующая > В конец >>