Куплетная форма. Период

Попробуем уяснить этот принцип на каком-либо простом образце, например, на песне «Во поле береза стояла». В каждом ее куплете мы часто слышим четыре отдельных фразы:

1-я. Во поле береза стояла,

2-я. Во поле кудрявая стояла,

3-я. Люли, люли, стояла,

4-я. Люли, люли, стояла.

Вторая фраза отделяется от первой – она является ее повторением, хотя и не вполне точным. Третья отделяется от второй, хотя совсем не повторяет ее. Значит, в музыке одну часть от другой отделяет не только повторение, но и несходство, если оно ясно слышится.

Значит, мелодия, как и мысль, выраженная словами, состоит из отдельных, более или менее законченных фраз. В ней есть свои «знаки препинания».

В разделении мелодии на фразы большую роль играет и ладовое строение мелодии, и ее ритм. Звуки, завершающие фразу, часто устойчивее и дольше других. Все это помогает нам воспринимать мелодию не как бесконечно льющийся, неоформленный поток звуков, а как ясно и логично построенную музыкальную мысль.

Исполнение различных слов на одну повторяющуюся мелодию это признак так называемой куплетной формы. Самой простой и самой распространенной формой в вокальной музыке (музыке для голоса и хора). Куплетная форма характерна для многих народных песен, массовых песен, романсов.

Есть куплетные песни, в которых куплет представляет собой широко развернутую, законченную мысль. Принцип чередования уже знакомого с новым применяется там, в более сложной форме.

Для примера разберем песню Соловьева Седого «Подмосковные вечера». Сравним две начальные фразы этой песни: первая звучит уравновешенно, устойчиво – это начало развития для последующего движения мелодии. Вторая фраза начинает первую, но она распевается шире, захватывает более высокие звуки. Если мы попробуем остановиться на этой фразе, которая завершает первую часть куплета, то ясно почувствуем, что она не является законченной музыкальной мыслью, наш слух невольно будет ждать продолжения.




<< В начало < Предыдущая 1  2  Следующая > В конец >>