Искусство Таиланда

Первым самостоятельным государством, возникшим на территории современного Таиланда, в низовьях р. Мерам, в 7—8 вв. н. э., было раннефеодальное государство Дваравати, образованное племенами мои, позднее смешавшимися с народностями лао и таи. Об этом для своего времени довольно могущественном государстве, просуществовавшем до 11 в. и располагавшемся между Бирмой и Камбоджей, сохранилось мало исторических сведений. Лишь археологические раскопки на некоторых городищах, в частности в древней столице Дваравати смогли в известной мере дать представление об искусстве этого периода.

Многие скульптурные произведения говорят о близких связях с индийским искусством, в частности Амаравати и периода Гуптов, а также государством Паллавов, с которым Дваравати сообщалось морским путем. Заимствование определенных художественных норм и приемов находилось здесь в теснейшей связи с проникновением из Индии религии брахманизма и буддизма. Как и в искусстве раннесредневековой Бирмы, в скульптуре 9 —10 вв. большое значение получают иконографические каноны, выработанные буддийским культом, крупнейшие центры которого в эту эпоху были расположены в феодальных государствах северо-западной Индии в Бенгалии.

Бронзовый торс бодисатвы показывает высокое совершенство, достигнутое скульптурой Дваравати. Для высокого мастерства, с которым выполнена скульптура, характерна виртуозная проработка многочисленных ожерелий и драгоценных украшений, контрастирующих с мягкостью плавно изогнутого обнаженного торса.

Из значительных архитектурных памятников этого периода сохранилась реставрированная в 19 в. ступа в Прапатоме, имеющая колоколообразную форму и достигающая высоты 115 м. По своей форме эта ступа уже предвосхищает тип таиландской прачеди.

С падением государства Дваравати в результате завоевания его в 11 в. кхмерами искусство и архитектура на территории Таиланда испытывают значительное влияние кхмерской культуры, а также некоторое воздействие художественных традиций северо-восточной Индии и Цейлона. Однако в них проявлялись своеобразные черты, которые получили дальнейшее развитие в таиландском средневековом искусстве.

Об этом свидетельствует типичный для этой эпохи храм Ват Махатхат в Лопбури, столице того времени. Если его план повторяет индийскую структуру с ее четким разделением на святилище и колонный зал, то форма святилища и венчающей шикхары воспроизводит формы архитектуры Ангкор Вата, отличаясь тем не менее характером своих декоративных и пластических деталей. Последние решены с необыкновенным богатством и ювелирной тщательностью, заставляя вспомнить в этом отношении современные им храмы южноиндийского государства Хойсалов.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  Следующая > В конец >>