Искусство Австрии

Земли, составляющие ныне Австрийское государство, в средние века представляли собой воинственную окраину империи, основанной Карлом Великим. В эту эпоху территория нынешней Австрии входила в пограничные марки — Фриульскую и Восточную. В 10—12 вв. Австрия, Каринтия и Штирия превращаются в самостоятельные феодальные герцогства. Церковная австрийская архитектура романской эпохи разделяет некоторые общие черты южногерманского зодчества. К ним относится, прежде всего, слабое развитие трансепта. Трехнефная базилика обычно заканчивается тремя алтарными нишами. В некоторых случаях оставалась только одна башня, хотя встречается и обычная система двух башен у западного фасада.

Внешняя сторона стен обычно оживлялась лизенами и выступающими полуколоннами. С внутренней стороны эти декоративные элементы связывались иногда с ребрами крестового свода, как в том же Хейлигенкрейце и Цветтле. Романские порталы нередко обнаруживают следы влияния северной Италии.

В женском монастыре Ноннберг близ Зальцбурга впервые в средневековой Германской империи встречается крытая галлерея клуатр —kreuzgang с крестовым сводом без ребер, опирающимся на полуколонны с капителями и базами в виде игральной кости. Наиболее ярким проявлением романского стиля средневековой Австрии является собор в Гурке, знаменитый своей «стоколонной» подвальной церковью, имеющей тринадцать нефов.

Некоторые особенности романского стиля средневековой Австрии связаны с архитектурной школой бенедиктинского монастыря в Гирсау, распространившей свое влияние на всю южную часть империи. Бенедиктинцы Гирсау, применявшие опыт так называемой второй церкви в Клюни, строили церковные здания в виде базилики, разделенной колоннами на три нефа с плоским перекрытием. Обычно здания такого типа лишены крипты. С восточной стороны сохраняется трансепт в соединении с развитым хором, отделенным от остального пространства храма. С декоративной стороны зодчество школы Гирсау носит весьма сдержанный характер, хотя в украшениях порталов и прорывается богатство народной фантазии.

Что касается живописи романского стиля, то она также имела некоторые особенности, а именно наличие заметных византийских влияний, что особенно характерно для ряда произведений зальцбургской школы миниатюры. Особенно отчетливо выступает это направление в «Книге евангельских чтений кустоса Бертольда» из соборной церкви св. Петра в Зальбурге. Проникновение византийского вкуса в изобразительное искусство южной части Германской империи шло тем же путем, что и влияние северной Италии на архитектуру,— через Венецию, Аквилею и другие итальянские города, где работали многие греческие художники.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  Следующая > В конец >>