Драматургия театра кукол в России 40 годах

Конец 40-х–50-е гг. XX в. — один из сложных периодов развития русской драматургии театра кукол. Это было время «теории бесконфликтности», жесткой административной и политической цензуры, «борьбы с космополитизмом». От драматургии театра кукол требовали невозможного – следования методу социалистического реализма. Будучи, по сути своей, искусством гротеска, метафоры, фантасмагории, пародии, искусством, выявляющим «суть вещи», профессиональный театр кукол и его драматургию обязали «правдиво, исторически конкретно, художественно изображать действительность». Причем, управлением, контролем и идеологическим руководством творческими процессами занимались, как правило, люди, от искусства далекие.

Е. Сперанский, автор пьесы «Под шорох твоих ресниц» вспоминал, как 11 апреля 1949 года на общественном просмотре спектакля неожиданно появились три чиновника из Комитета по делам искусств. «Это были сравнительно молодые люди, но уже с ног до головы закованные в латы «холодной войны». Они нашли спектакль «беззубым» и предъявили ряд исправлений, добавлений, которые искажали самый жанр спектакля: острую, но легкую пародию на стандартную, пошлую продукцию Голливуда тянули на оголтелую пропаганду, ненависть к стране, к народу. Помнится, ни у меня, автора, ни у постановщика и режиссера Образцова, ни у композитора Цфасмана не нашлось слов, чтобы отразить налет этих трех разбойников от искусства, так он был внезапен.

— Кто у вас был литературным консультантом? — Спросил один из разбойников.

— Сергей Юткевич, — ответил я.

— Ну ясно: известный космополит..

— Завтра утром приходите, поговорим,— сказали разбойники.

— Но ведь завтрашний спектакль уж продан...

— Завтра утром, — повторили разбойники и ушли.

— За одну ночь? — спросил я в отчаянье, когда они удалились.

— Еще день не кончился, — сказал, помнится, Цфасман.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  Следующая > В конец >>