Драматургия от Гольдони до Стендаля

Многие выдающиеся европейские драматурги прошлого начинали свою творческую биографию с искусства играющих кукол. Наглядный пример тому Италия XVIII века – «золотой век» европейского театра кукол. Он вошел в моду, стал непременным участником массовых гуляний, праздников, и — что немаловажно — получил признание, как факт искусства. Не существовало, наверное, такого королевского двора, аристократического семейства, богатого дома которые бы не содержали труппы кукольников, или не поощряли кукольных представлений. Театр кукол стал предметом внимания образованных людей своего времени: философов, писателей, композиторов. В нем стали замечать качества «философского камня», превращающего в драгоценное золото официальной культуры подвижную ртуть культуры народной. На протяжении сотен лет, традиции театра кукол давали в Италии великолепные плоды: рождались и шли в мир гениальные кукольные типажи; здесь родился Пульчинелла — родоначальник не только большой семьи кукольных героев, но и огромного количества персонажей, ставших классическими в мировой литературе и драматургии.

Необходимо отметить, что главный герой итальянского театра кукол изначально был представлен двумя различными куклами, имеющими два разных имени: Пульчинелла и Пульчинелло. Об этом, со ссылкой на историка итальянского театра начала XVIII века Риккобони, мы читаем у Мендрона: «Неаполитанские комедии вместо Скапена и Арлекина имеют двух Полишинелей, одного плута и пройдоху, другого глупца, тупицу. Существует общее мнение, что эти два типа, разных характеров, но одинаково одетых, взяты из города Беневенто, столицы латинских самнитов. Говорят, что в этом городе, половина которого находится на горе, половина на равнине, родятся люди совсем разных характеров. Те, которые на горе — все живые, остроумные и активные. Те, которые внизу — ленивые, невежественные и глупые».

Это обстоятельство принципиально важно и для русского театра кукол, т. к. один из этих близнецов-менехмов в первой половине XIX века, вероятно, обернулся русским Петрушкой, о чем свидетельствуют очерки Д. В. Григоровича и записи Ф. М. Достоевского.

Итальянский театр кукол — не только один из истоков русского профессионального театра кукол и его драматургии, но, вероятно, и предтеча итальянской комедии импровизации - Commedia dell’arte. Итальянский исследователь Пьетро Ферриньи утверждал, что лучшие актеры комедии импровизации XVII–XVIII вв. признавали первородство кукольной комедии и были авторам кукольных пьес. Более того, проанализировав значительное число драматических пьес итальянского театра XVII–XIX веков, Ферриньи пришел к выводу, что «... эти пьесы, ничто иное, как переделанные и заполненные бесконечными разговорами пьесы марионеток».




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  Следующая > В конец >>