Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» (Даргомыжский А.С. Избранные письма. Вып.1. – М., 1952. – С.53). Унаследовав от Глинки горячую любовь к Пушкину А.С., Даргомыжский продолжил его дело.

Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 года в Тульской губернии, в имении родителей. В четыре года мальчика отвозят в Петербург.

Отец Даргомыжского служил чиновником. Мать была поэтессой. Обучаться игре на фортепиано Даргомыжский начал с 6 лет, в 9 лет – на скрипке. Сочинять начал тоже с детских лет. В ранней юности композитор написал большое количество произведений. Но серьезно над этим он в те годы не задумывался.

В 1834 году Даргомыжский знакомится с Глинкой. На глазах у молодого композитора рождалась опера «Иван Сусанин». Вместе с Глинкой Даргомыжский участвовал в устройстве многочисленных благотворительных концертов: разучивал партии с певцами, делал оркестровые переложения, дирижировал оркестром.

В эти же годы композитор увлекается творчеством Пушкина, сыгравшим огромную роль в его художественном формировании. На стихи поэта Даргомыжский создает ряд вокальных произведений: «Я вас любил», «Юноша и дева», «Слеза», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья». На стихи Пушкина композитор пишет кантату «Торжество Вакха» для солистов, хора и оркестра.

Первой оперой была «Эсмеральда» – на сюжет романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Но поставить ее в это время было очень сложно из-за пренебрежительного отношения к отечественным сочинениям. Восемь лет композитор добивался постановки оперы. В 1847 году благодаря помощи Верстовского она была исполнена в Москве.

Во второй половине 40-х годов Даргомыжский работает над оперой «Русалка». Во время работы над оперой композитор пишет большое количество романсов. Наряду с пушкинской поэзией Даргомыжского привлекает к себе и лирика Лермонтов. Появляются романсы «И скучно, и грустно», «Мне скучно». В начале 50-х годов композитор обращается к творчеству Кольцова. Рисуя картины народной жизни, простых людей, Даргомыжский использует в романсах интонации и формы бытовой песни.




<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  Следующая > В конец >>